Главная \ Логопед «Упала фыфка»

Логопед «Упала фыфка»

В детском садике «Балдаурен» с детьми работает профессиональный логопед-психолог. Во время логопедических занятий ребенок очень много узнает об окружающем мире. Какие речевые проблемы существуют у детей?

 

Дислалия - дефектное произношение некоторых звуков. При этом у ребенка хороший словарный запас, он правильно строит фразы, составляет предложения. Тут важна простая тренировка. 

Дизартрия - при дизартрии страдает произношение всех групп звуков.

Это нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); Особенности речи: «смазанность», нарушение ритма, не адекватные интонации и темп речи. Здесь работы одного логопеда будет недостаточно. Важно наблюдение у невролога.

Ринолалия – так называемое «носовое звучание». Это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата. Иногда такое произношение провоцируют аденоиды и тут нужна консультация отоларинголога. 

Заикание – затруднения в произношении. Нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года.

Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»). 

Профилактика заикания:

 - речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;

 - нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;

- не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке;

- избегайте психических и физических травм (особенно головы);

- не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями;

- не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда;

- не запугивайте ребенка страшными сказками и всякими бабками-ёжками;

- не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не наказывайте  ребенка физически;

Алалия -  это полное или частичное отсутствие речи у детей. Важно учитывать возраст. Нельзя поставить такой диагноз 2-летнему ребенку. Вот если от 3 до 5 лет ребенок так и не заговорил, то  это алалия. Чем  обусловлено заболевание?  Недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

Особенности:

- моторная алалия - ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;

- сенсорная алалия - ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).  Наблюдение у целого ряда врачей, включая логопеда, поможет преодолеть недуг. 

 

Мутизм - прекращение речевого развития из-за психической травмы.

Особенности:

- общий мутизм - ребенок не говорит вообще;

- избирательный мутизм - своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей; Здесь важна консультация психиатра, помощь психотерапевта. 

 

Детский аутизм - состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь.

Особенности:

- дети легко возбудимы и иногда агрессивны;

- часто зацикливаются на чем-то; такие дети могут предпочитать какой то определенный вид продуктов не из-за вкусовых качеств, а скажем, из-за внешнего вида, и при этом отказываются от другой предложенной пищи; например малыш может не захотеть пить молоко из пакета, а не из картонной упаковки;

- с первых месяцев малыш не стремится к общению со взрослыми, не прижимается к матери;

- для таких детей характерно чувство опасности; но их страхи часто имеют необычную направленность: малыш может пугаться, например, письменного стола, но совершенно не бояться собак и высоты;

Невролог, психиатр и психотерапевт помогут хотя бы частично адаптироваться ребенку в окружающей его среде.  

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). 

Общее недоразвитие речи ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью. 

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). 

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:

- более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);

- речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена;

- ребенок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;

- речь детей с ОНР является малопонятной;

Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка при ОНР: 

1-ый уровень - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.

Особенности:

- словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»;

- при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» - это и кукла и девочка);

- часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) - сидеть, «пать» (спать) - кровать;

- такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;

- многие звуки не произносятся;

- сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);

Особенности 2 уровня:

- достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;

- используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадаследит той» (карандаш лежит на столе);

- нарушено согласование слов; например: «исабезал» (лиса бежала);

- в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед);

3-й уровень: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.

Особенности:

- неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «лежит тапка» (лежит тапок); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки);

- упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);

- словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);

- неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);

- слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер);

- звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»;

- нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук).